Экономическая эффективность использования тахографов

Исследователи АСМАП сопоставили работу предприятия на одних и тех же автомобилях в прошлом и в текущем годах.  Взяли один маршрут и посмотрели, как работал один и тот же автопоезд без тахографа и с тахографом. Что дает тахограф автотранспортному предприятию, какие при этом экономические выгоды, какие получаются доходы, расходы и т.д.?

Маршрут был взят довольно простой. Поскольку машины этого предприятия ходят в основном в Болгарию,  то исследователи взяли маршрут Тула - Варна, наиболее типичный для «Тулавнештранса». В качестве объекта исследований взяли отечественный автопоезд МАЗ с полуприцепом, на котором работают два водителя,  что позволяет делать больший пробег без остановок на отдых. Да и вообще удобней и безопасней ездить вдвоем.

Для руководства АТП стало своеобразным открытием, когда исследователи на основе данных тахографа показали, насколько эффективно автомобиль работает...

Раньше давали водителю автомобиля задание на определенное количество дней для совершения рейса, особенно  не вдаваясь в подробности, чем водитель в принципе занимается во время прохождения этого маршрута.  Едет он хорошо, исправно километраж «накручивает», по сетке расстояний все сходится. Отношение общего к груженому  пробегу тоже хорошее,  и в расход топлива укладывается. Вроде бы и проблем никаких нет. Но когда поставили тахограф, а затем расшифровали результаты его показаний, то оказалось, что водитель на определенных отрезках дистанции увеличивает скорость сверх нормативной. Например, если можно маршрут проходить со скоростью 60-70 км/ч, то он местами идет со скоростью 90 км/ч. Хотя на МАЗе это кажется маловероятным, многие могут сказать, что это  сказки, мол, не бывает такого. Но факт остается фактом.

К чему обычно приводит превышение скорости? Во-первых, к перерасходу топлива Больше скорость, больше количество торможений,  быстрее растет расход запасных частей, увеличивается количество простоев автомобиля в ремонте. И это уже идет за счет расходов предприятия. Водитель, увеличивая скорость, сокращает время доставки грузов, но руководству об этом он не говорит.  Он приехал, привез груз за границу и получает день или два для решения своих личных проблем. Автомобиль благополучно стоит, а водитель либо идет на склад запасных частей, так называемую  «толкучку», где покупает что-то для себя, либо ходит по магазинам - выполняет задания семьи. Но в итоге получается, что автомобиль простаивает сутки-двое в каждом рейсе, и это было выявлено с помощью тахографа.

Но не это главное, а то, что в результате просмотра тахограммы вообще получились интересные цифры. В частности, по расходу топлива. Рейс у этого автомобиля туда и обратно (кругорейс) составлял ранее 22 дня со всем оформлением,  погрузкой-разгрузкой и т.д. Расход топлива в среднем на 100 км был 56 л. А общий расход за рейс  составлял 2464 л. После установки тахографа количество времени на кругорейс сократилось до 17 дней,  расход топлива упал до 52 л на 100 км, а общий расход топлива сократился до 2283 л.

Экономисты посидели, подсчитали и определили, что внедрение тахографа позволило значительно увеличить экономическую эффективность автопоезда. Доходы только одного этого автопоезда возросли на 31 %. Посмотрели, разумеется, что произошло с чистой прибылью. Прибыль, которую получило предприятие,  увеличилась на 8,1 % после того, как поставили тахограф. Таким образом, этот один-единственный тахограф окупится предприятию за полтора-два месяца. И теперь, используя автомобиль более экономично, рационально, предприятие получает дополнительные доходы. После этого трудно относиться к тахографу «неоднозначно».

 
Go to top